Коммунистическое воспитание – тип общественного воспитания, возникает в условиях первой ступени коммунистической общественно-экономической формации. С момента появления на исторической арене молодого Советского государства начала решаться задача перехода «к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, которые умеют все делать» (Ленин).
Впервые термин «К. в.» был употреблен Лениным в апреле 1920 г. на IX съезде РКП (б). Идеи о необходимости воспитания в коммунистическом духе, его целях и задачах неоднократно высказывались Марксом и Эн¬гельсом на всех этапах их исторической деятельности, начиная с «Манифеста Коммунистической партии». Наиболее полно направления воспитания они определили в «Инструкции делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам». Ленин уже в первых работах настоятельно подчеркивает необходимость поли-тического воспитания пролетариата, формирования его убежденности в идеалах коммунизма. Коммунистическая партия после победы Октября практически на каждом съезде обсуждала вопросы воспитания, обогащала теорию идейно-воспитательной работы, аккумулировала передовой опыт. В условиях развитого социализ¬ма партия требует комплексного подхода к воспитанию и необходимости в соответствии с этим строить всю работу.
Целью К. в. является формирование у членов социалистического общества общественно значимых личных качеств, выражающихся в научном мировоззрении, убеждениях. и навыках поведения в интересах реализации задач по созданию нового общества в нашей стране. К. в. направлено на планомерное формирование гармонически и всесторонне развитой личности.
Содержание К. в. определяется направлениями, формирующими общественно значимые качества личности. Политическая убежденность, коммунистическая сознательность, усвоение идей марксизма-ленинизма складываются в процессе политического воспитания. Формирование чувства патриц ; та, преданного своей Родине и народу, интернационалиста, верного дружбе народов своей страны и всего мира, осуществляется посредством интернационального и патриотического воспитания. Непримиримость к религиозной идеологии и морали, атеисти¬ческая убежденность формируются в процессе атеистического воспитания. Такие качества, как трудолюбие, бережливость, чувство хозяина произ¬водства, желание активно участвовать в жизни своего коллектива оп¬ределяют содержание трудового и экономического воспитания. Верность долгу, моральным принципам строителя коммунизма во всех сферах общественной жизни характеризуют сущность нравственного воспитания. В основе правового воспитания лежит усвоение людьми уважительного от¬ношения к советским законам, к правовым нормам и требованиям. Оно предполагает распространение правовых знаний, достижение правовой осведомленности, выработку у каждого человека понимания необходимости неуклонного соблюдения социалистических законов. Задача эстетического воспитания — научить человека воспринимать и понимать, любить и ценить прекрасное не только в искусстве, но и в повседневной жизни, в поступках, в окружающем мире и ак-тивно стремиться самому воплощать эти требования в своей повседневной деятельности. Физическое воспитание направлено на достижение всеми трудящимися научно обоснованных требований гармонического физического развития и на повышение эффективности и результативности деятельности во всех сферах общественной жизни. Все более актуальным становится экологическое воспитание, суть которого заключается в выработке сознательного, бережного отношения человека к окружающей природной среде. В качестве отдельных направлений К.в. нередко выделяются борьба с буржуазной идеологией, с пержитками прошлого в сознании и по ведении людей. Они имеют относительную самостоятельность, хотя и тесно связаны с другими направлениями К. в. Все эти направления, определяя содержание, образуют систему К. в., которая на различных этапах социалистического строительства со-вершенствовалась в зависимости от конкретной исторической обстановки. В условиях развитого социализма особую актуальность приобрел комплексный подход к воспитательной работе, т. е. обеспечение тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания с учетом особенностей различных групп трудящихся.
Основными формами К. в. являются воспитание в семье, школе и трудовом коллективе. В семье создаются предпосылки успешной и рациональной деятельности, формируются нрав-ственные начала, воспитывается понимание и стремление к согласованию личных и общественных интересов. В школе закладываются основы гражданского сознания и поведения, которые затем в наиболее полном виде получают закрепление в трудовом коллективе. В Законе о трудовом коллективе определен круг вопросов воспитательной работы, которые решаются самими трудящимися.
К средствам К. в. относятся политическое и экономическое образование, политическая агитация, массово-политическая работа, массовая информация и пропаганда, а также работа органов народного образования, культпросветработы, литература и искусство. Для К. в. важно обеспечение единства различных методов воздействия на сознание и поведение людей — методов убеждения и принуждения, коллективных и индивидуальных форм работы, стимулирование творческой деятельности людей.
К. в. органически включает в себя процесс самовоспитания, формирования ответственности перед обществом, трудовым коллективом, семьей и окружающими людьми. Личное самосо-вершенствование, готовность к активному участию в революционном пре¬образовании окружающего мира — непременные черты личности.
Результативность К. в. зависит от окружающей человека социальной среды, которая может оказывать различное влияние на сознание и поведение людей. Долг всех организаций, участвующих в воспитании,— создать благоприятные общественные условия, способствующие развитию у человека стремления отдать свои силы и знания на благо всего народа. К. в. мо¬жет быть более успешным при наличии должной материальной базы (инфраструктуры), ее обеспеченности и оснащенности, которые влияют на со¬держание процесса воспитания, на его наглядность, образность, многообразие форм работы. К. в. предполагает подготовку специальных кадров, которые осуществляют комплексное воспитание (наставники, преподаватели, учителя, воспитатели рабочих обще¬житий) и воспитательную работу по отдельным направлениям (пропагандисты, лекторы, агитаторы, культпросветработники, организаторы спортивной работы и т. д.). В условиях развитого социализма важное значение имеют планирование, организация и координация процесса К- в. |