ГЛАВНАЯ

СТАТЬИ

КОНТАКТЫ

 
НА ГЛАВНУЮ


Общественно - преобразующая деятельность

Общественно-преобразующая деятельность — способ существования общества, целенаправленный процесс преобразования природной и социальной действительности в интересах общества.

Основными компонентами О.-п. д. является субъект, объект, содержание, средства, управление, объединяемые в единое целое с помощью целей и функций.

Марксизм-ленинизм исходит из целостного понимания О.-п. д. как предметной, характеризующейся органическим единством чувственно-практической и теоретической форм. Эта целостность синтезируется в понятии «практика», включающем многообразные формы человеческой активности и ставящем во главу угла труд как высшую форму О.-п. д.

Выделяются два основных типа О.-п. д.: репродуктивный (направленный на получение уже известного результата известными же средствами) и продуктивный (творчество, связанное с выработкой новых целей и соответствующих им средств или с достижением известных целей с помощью новых средств).

Коммунистическое воспитание относится к творческому типу О.-п. д. В нем постоянно идет обновление целей, совершенствуются средства их достижения. Организаторы коммунистического воспитания выполняют свои задачи наиболее эффективно только в том случае, если постоянно углубляют свои познания сущности коммунистического воспитания, в соответствии с изменившимися конкретно-историческими условиями уточняют его цели, ищут наиболее приемлемые средства, т. е. относятся к коммунистическому воспитанию творчески.

Субъектами коммунистического воспитания являются отдельные люди, их объединения, коллективы, социальные группы, классы, партии, общество в целом. В СССР эту совокупность субъектов коммунистического воспитания возглавляет КПСС. Объектом О.-п. д. могут быть производительные силы; материальные и идеологические отношения; сознание и воля людей и т. д. Объект деятельности служит главным основанием классификации видов деятельности, отправным пунктом в процессе исследования конкретных ее типов. Материальные объекты вызывают материальные виды деятельности, духовные объекты — духовные виды деятельности. Коммунистическое воспитание по преимуществу духовный вид О.-п. д. Его объект — сознание и поведение отдельных людей, социальных групп, слоев, классов социалистического общества. В процессе коммунистического воспитания субъект и объект взаимодействуют друг с другом, могут меняться местами.

Под содержанием О.-п. д. понимается процесс преобразования объекта в соответствии с потребностями субъекта. Коммунистическое воспитание как духовный вид О.-п. д. в качестве содержания имеет коммунистическую идеологию, нравственность, политические, художественные идеалы, исторические традиции партии и народа, которые субъект стремится передать объекту и под воздействием которых формируется коммунистический тип личности. Содержание коммунистического воспитания соответствует принципам научности, партийности, непримиримости к буржуазной идеологии и морали, связи с жизнью, конкретно-исторического подхода и др.

Средствами О.-п. д. является все то, что служит реализации ее целей. В зависимости от характера объекта средства могут быть материальными, духовными или материально-духовными. Материальные виды деятельности, как правило, требуют преимущественно материальных средств, духовные — преимущественно духовных. Во всех видах деятельности в большей или меньшей мере представлены и материальные и духовные средства. Основным средством коммунистического воспитания служит убеждение. В отношении лиц, склонных к нарушению социалистической законности, общественного порядка, принципов и норм коммунистической морали, могут быть применены и различные средства принуждения. В качестве средств коммунистического воспитания могут выступать другие виды О.-п. д.: производственная, политическая, правовая, идеологическая, художественная и т. д.

Управление О.-п. д. — это процесс направления деятельности на достижение ее максимальных результатов. Управление осуществляется субъектами, объединенными в различного рода учреждения и организации. Основные функции управления: анализ состояния и эффективности деятельности; определение ее целей; планирование; учет и контроль; координация; обобщение и распространение положительного опыта; материально-техническое, организационное, учебно-методическое обеспечение; подбор, расстановка, подготовка, воспитание кадров и др. В Советском Союзе управление коммунистическим воспитанием осуществляется Коммунистической партией, профсоюзами, комсомолом, другими общественными организациями, советскими, государственными учреждениями и т. д.

Каждый вид О.-п. д. выполняет социальные функции, определенные потребностями общества. Коммунистическое воспитание имеет теоретическую, познавательную, воспитательную, организаторскую функции. Функции характеризуют конкретную роль каждого компонента О.-п. д. и взаимосвязи между ними.

О.-п. д. целенаправленна. Целями называются мысленные образы, предметов, процессов, состояний, которые субъект хочет получить после окончания своей деятельности. В процессе деятельности цель превращается в результат, в большей или меньшей мере соответствующий ранее задуманной цели. Степень совпадения результата с целью означает эффективность деятельности. Стратегическими целями коммунистического воспитания являются развитие марксистско-ленинского учения о строительстве коммунистического общества применительно к этапу развитого социализма, обоснование путей создания материально-технической базы коммунизма, познание и воплощение в действительности коммунистических общественных отношений, формирование человека коммунистического типа.