ГЛАВНАЯ

СТАТЬИ

КОНТАКТЫ

 
НА ГЛАВНУЮ


Показатели коммунистического воспитания

Показатели коммунистического воспитания — количественная и качественная характеристика воспитательной работы, применяемая в процессе ее планирования и оценки результатов.

Четкая постановка и успешное достижение целей общественного развития во многом определяется научной обоснованностью системы показателей. Это в полной мере относится к коммунистическому воспитанию. П. к. в. отражают состояние сознания людей, уровень их социальной активности. Они фиксируют уровень знаний, отношение к тем или иным видам деятельности, готовность действовать согласно знаниям и убеждениям, а также результаты трудовой и общественно-политической деятельности. П. К. в. используются в планах социального развития трудовых коллективов, районов и городов, в самостоятельных планах воспитательной работы, в планах работы общественных организаций.

Управление процессом воспитания опирается на экономическое планирование и особенно такие применяемые им показатели, как объем, темпы, сроки, пропорции. Всесторонний учет специфики воспитательной работы предполагает использование экономических и социальных рычагов, т. е. методов косвенного воздействия на духовный мир человека, которые еще слабо используются. Так, во многих планах задачи воспитания выражаются в основном словами «улучшить:», «усилить», «добиться». К рычагам воспитания относится формирование высокого престижа профессии, гордости за свое предприятие, пропаганда достижений передового опыта и т. п.

Ряд П. к. в. обладает прогнозным характером (напр., при определении уровня потребления культурных ценностей). Некоторые показатели носят характер данных, фиксируемых после реализации намеченных мер.

Важную роль для разработки П. к. в. играет социальный паспорт коллектива или социальная карта региона. В этих документах фиксируется совокупность взаимосвязанных данных, характеризующих объект планирования, взаимоотношения личности, коллектива и общества в процессе формирования научного мировоззрения, идейной убежденности и социальной активности. Эти документы содержат строго систематизированную информацию о всех сторонах общественной жизни, складывающихся в трудовом коллективе или регионе. В них используются показатели, рассчитанные на 1 или 10 тыс. трудящихся или на одного человека. Такой подход дает возможность точно выяснить, насколько обеспечен воспитательный процесс. Данные сопоставляются со средними показателями по стране, республике, по экономическим районам, что позволяет сравнить степень решения в коллективе или регионе той или иной проблемы всестороннего развития личности. И, наконец, ряд показателей может быть соотнесен с научно обоснованными нормативами или ориентирами, к-рые обычно определяются как лучшие показатели работы трудовых коллективов и регионов.

Сложной задачей является разработка, определение и использование показателей, которые отражают результаты воспитательной работы на всех уровнях — трудового коллектива, района, города, области, республики. Формирование сквозной системы показателей (с учетом особенностей каждого уровня социальной организации)— одна из актуальных задач совершенствования планирования воспитательной работы.